Дегтяревский мост и другие мосты через Булак.
Одно из популярных мест в Казани для фотографии. Пожалуй еще ни один прошедший по мосту не остановился на миг, что полюбоваться видами по обе стороны реки Булак.
В середине XIX века возле этого моста стоял дом купца Петра Адриановича Дегтярева.
В середине XIX века возле этого моста стоял дом купца Петра Адриановича Дегтярева.
Его красавица-дочь стала прототипом героини романов Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах» – Марии Гавриловны Масленниковой. Вы также можете сразу ознакомится с другими мостами.
Трудно удержаться от фото, когда включены фонтаны на реке Булак.
Мост украшен металлическими коваными ограждениями.
Табличка на мосту информирует, что это "Дегтяревский мост" на русском и "Дегтярев купере" на татарском. Однако дорожные знаки ее немного скрывают.
Через реку Булак есть и другие мосты с не менее живописными видами и своей историей:
Первый от истока Булака мост издавна назывался Татарским или Евангелистским и вел из русской части города в татарскую.
В начале XX века, при устройстве трамвайных путей его расширили и объединили с плотиной, разделявшей озеро Кабан и речку Булак.
Эту плотину разбирали зимой и восстанавливали после весеннего разлива.
Так регулировали уровень воды в Кабане.
Позже озеро отделили от Булака уже бетонной дамбой и теперь это, собственно говоря, и не мост, а часть единой магистрали, соединяющей улицы Татарстан (бывшую Евангелистовскую) и Пушкина (бывшую Рыбнорядскую). Сейчас мост называют Булачным.
Второй мост соединяет улицы Парижской Коммуны (бывшую Сенную) и Университетскую.
Получил в народе название Сенного, потому что рядом располагался Сенной базар.
Нынешнее его название – Батуринский – в память о заслугах перед городом казанского купца-мецената Ульяна Батурина.
Третий – Дегтяревский или Дегтяринский – соединяет улицы Камала (бывшую Поперечно-Тихвинскую) и Астрономическую (бывшую Поперечно-Воскресенскую).
Четвертый мост – Романовский или Варламовский соединяет улицы Кави Наджми (бывшую Поперечно-Воскресенскую) и Мартына Межлаука (бывшую Большую Варламовскую).
Варламовским он назывался в честь располагавшейся рядом одноименной церкви.
А Романовским, по разным версиям, то ли в честь одного из купцов Романовых, то ли в честь архитектора Петра Романова. Сейчас его Романовским и называют.
Пятый – Лебедевский – соединяет улицы Мусы Джалиля (бывшую Петропавловскую) и Тази Гиззата (бывшую Посадскую).
Это – первый каменный мост через Булак.
В былые времена берега Булака соединяли непрочные деревянные мостики.
Их регулярно сносило ледоходами или половодьем, они горели, ветшали и разрушались от времени.
Ежегодный ремонт этих, с позволения сказать, объектов инфраструктуры недешево обходился городской казне.
В 1901 году казанский городской голова Лебедев решил осчастливить горожан первым каменным мостом.
Его проект разработал архитектор Лев Казимирович Хрщонович. Лебедев начал строительство на средства городского бюджета. Но их не хватило, и как человек чести Лебедев достроил мост уже на свои собственные деньги. В народе его прозвали «Мостом слёз». По одной версии – из жалости к бывшему градоначальнику: «Мол, строил и плакал». По другой – более романтической – по этому мосту, якобы, казанцы провожали уходящих на войну солдат. Лебедевский мост – и сейчас единственный каменный мост на Булаке. Все остальные ныне существующие – железобетонные, построенные уже в 1940-50 годы по проекту Алпарова и Брудного. Недавно изначальный вид Лебедевского моста восстановили, сняли асфальт и открыли старинную брусчатку.
Виды с моста
Шестой по счету мост – Гостинодворский или Владимирский – вел к Владимирскому собору, что располагался на углу улиц Гостинодворской (ныне Чернышевского) и Московской. Сейчас на этом месте стоит зелёная «сталинка» с Военторгом. Гостинодворский был одним из самых широких и больших мостов Булака. В начале XX века по нему даже ходил трамвай. Сейчас мост стал Ложкинским в память об еще одном казанском купце.
Булак в прошлом являлся важной судоходной артерией, с пристанями и складами, разбросанными вдоль его берегов. Для обеспечения свободного прохода торговых судов из Казанки, мосты через Булак были изначально сделаны раздвижными. Последний из таких мостов находился у устья Булака и поднимался на цепях ночью для пропуска судов.
Мост в устье Булака был построен в 1800 году купцом Жарковым, который владел несколькими гостиницами и ресторанами. В 1815 году этот мост был уничтожен во время большого городского пожара. После этого на его месте часто возводили простой деревянный мост без имени, который был седьмым по счёту с учетом соединений с Кабаном. С середины 20-го века устье Булака было убрано под землю в коллектор. Вместо исчезнувшего моста поставили знак в память об истории — табличку "Жарковский мост".
В советские годы старые названия мостов на Булаке были забыты, и никаких указателей не оставалось. Однако к тысячелетию Казани имена мостов через Булак были восстановлены, и сейчас у каждого моста можно увидеть таблички с его названием на русском и татарском языках.
Меню раздела