Где в Казани
Перейти к контенту

Дегтяревский мост и другие мосты через Булак.

Одно из популярных мест в Казани для фотографии. Пожалуй еще ни один прошедший по мосту не остановился на миг, что полюбоваться видами по обе стороны реки Булак.  

В середине XIX века возле этого моста стоял дом купца Петра Адриановича Дегтярева.
Его красавица-дочь стала прототипом героини романов Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах» – Марии Гавриловны Масленниковой. Вы также можете сразу ознакомится с другими мостами.
фото моста
Трудно удержаться от фото, когда включены фонтаны на реке Булак.
фото моста
Мост украшен металлическими коваными ограждениями.
фото моста
Табличка на мосту информирует, что это "Дегтяревский мост" на русском и "Дегтярев купере" на татарском. Однако дорожные знаки ее немного скрывают.
фото моста
Через реку Булак есть и другие мосты с не менее живописными видами и своей историей:
Первый от истока Булака мост издавна назывался Татарским или Евангелистским и вел из русской части города в татарскую.
В начале XX века, при устройстве трамвайных путей его расширили и объединили с плотиной, разделявшей озеро Кабан и речку Булак.
Эту плотину разбирали зимой и восстанавливали после весеннего разлива.
Так регулировали уровень воды в Кабане.
Позже озеро отделили от Булака уже бетонной дамбой и теперь это, собственно говоря, и не мост, а часть единой магистрали, соединяющей улицы Татарстан (бывшую Евангелистовскую) и Пушкина (бывшую Рыбнорядскую). Сейчас мост называют Булачным.
Второй мост соединяет улицы Парижской Коммуны (бывшую Сенную) и Университетскую.
Получил в народе название Сенного, потому что рядом располагался Сенной базар.
Нынешнее его название – Батуринский – в память о заслугах перед городом казанского купца-мецената Ульяна Батурина.
Третий – Дегтяревский или Дегтяринский – соединяет улицы Камала (бывшую Поперечно-Тихвинскую) и Астрономическую (бывшую Поперечно-Воскресенскую).
Четвертый мост – Романовский или Варламовский соединяет улицы Кави Наджми (бывшую Поперечно-Воскресенскую) и Мартына Межлаука (бывшую Большую Варламовскую).
Варламовским он назывался в честь располагавшейся рядом одноименной церкви.
А Романовским, по разным версиям, то ли в честь одного из купцов Романовых, то ли в честь архитектора Петра Романова. Сейчас его Романовским и называют.
Пятый – Лебедевский – соединяет улицы Мусы Джалиля (бывшую Петропавловскую) и Тази Гиззата (бывшую Посадскую).
Это – первый каменный мост через Булак.
В былые времена берега Булака соединяли непрочные деревянные мостики.
Их регулярно сносило ледоходами или половодьем, они горели, ветшали и разрушались от времени.
Ежегодный ремонт этих, с позволения сказать, объектов инфраструктуры недешево обходился городской казне.
Фото Лебедевского моста
В 1901 году казанский городской голова Лебедев решил осчастливить горожан первым каменным мостом.
Его проект разработал архитектор Лев Казимирович Хрщонович. Лебедев начал строительство на средства городского бюджета. Но их не хватило, и как человек чести Лебедев достроил мост уже на свои собственные деньги. В народе его прозвали «Мостом слёз». По одной версии – из жалости к бывшему градоначальнику: «Мол, строил и плакал». По другой – более романтической – по этому мосту, якобы, казанцы провожали уходящих на войну солдат. Лебедевский мост – и сейчас единственный каменный мост на Булаке. Все остальные ныне существующие – железобетонные, построенные уже в 1940-50 годы по проекту Алпарова и Брудного. Недавно изначальный вид Лебедевского моста восстановили, сняли асфальт и открыли старинную брусчатку.
Виды с моста
вид с Лебедевского моста
вид с Лебедевского моста на фонтаны
Шестой по счету мост – Гостинодворский или Владимирский – вел к Владимирскому собору, что располагался на углу улиц Гостинодворской (ныне Чернышевского) и Московской. Сейчас на этом месте стоит зелёная «сталинка» с Военторгом. Гостинодворский был одним из самых широких и больших мостов Булака. В начале XX века по нему даже ходил трамвай. Сейчас мост стал Ложкинским в память об еще одном казанском купце.
Булак в прошлом являлся важной судоходной артерией, с пристанями и складами, разбросанными вдоль его берегов. Для обеспечения свободного прохода торговых судов из Казанки, мосты через Булак были изначально сделаны раздвижными. Последний из таких мостов находился у устья Булака и поднимался на цепях ночью для пропуска судов.
Мост в устье Булака был построен в 1800 году купцом Жарковым, который владел несколькими гостиницами и ресторанами. В 1815 году этот мост был уничтожен во время большого городского пожара. После этого на его месте часто возводили простой деревянный мост без имени, который был седьмым по счёту с учетом соединений с Кабаном. С середины 20-го века устье Булака было убрано под землю в коллектор. Вместо исчезнувшего моста поставили знак в память об истории — табличку "Жарковский мост".
В советские годы старые названия мостов на Булаке были забыты, и никаких указателей не оставалось. Однако к тысячелетию Казани имена мостов через Булак были восстановлены, и сейчас у каждого моста можно увидеть таблички с его названием на русском и татарском языках.
Табличка "Лебедевский мост"
Меню раздела
Назад к содержимому